«Белая» мечеть или история самой известной литографии Оша

http://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/06/0_98921_6ed4563c_XXXL-1140x641-563x353.jpg

История самой известной мечети древнего Оша. Наверное это самая популярная старинная литография Оша. Ее чаще других используют в качестве иллюстрации для статей, посвященных истории города. Мечеть, изображенная на этой старинной литографии была построена потомками влиятельного кокандского вельможи Мусулманкула.Одни историки утверждают, что эту мечеть строил Абдуррахман аптабачи, а в другие — его сын. В любом случае в исторических документах она тесно связана с именем Абдурахмана аптабачи.

Кем же был этот отчаянный кокандский чиновник. Абдуррахман аптабачи сын влиятельного кокандского минбаши из кыпчакского рода Мусулманкула казненного в 1852 году Худояром-ханом после самого кровопролитного сражения в истории этого ханства в местности Былкылдама. Худояр-хан жестоко подавил восстание, утопив в крови кыпчаков. Несмотря на то, что именно Мусулманкул в 1845 году привел к власти тогда еще 14-летнего подростка Худояра.

Абдуррахман смог избежать участи своего отца. Мстительный Худояр-хан сделал его своим аптабачи, так в Коканде называли тех, кто должен подавать воду хану для умывания рук перед трапезой. Абдуррахман аптабачи стойко перенес все лишения и унижения, дослужившись до минбашы.

http://incredibleosh.kg/wp-content/uploads/2019/06/1.pngИз книги «Воспоминания генерала Скобелева об Абдуррахмане автобачи», Б.Г. Бухерт

Абдуррахман аптабачи дважды предпринимал попытки свергнуть Худояра-хана. Но все его старания были тщетны. В июле 1875 года вместе с сыном Худояр-хана Насреддин-беком переходит на сторону мятежников. Все еще легитимный Худояр-хан обращается за поддержкой к российской империи. В январе 1876 года в местности Индукыштак в 8 километрах от Андижана Абдурахман вместе с остальными биями и 500 солдатами сдался карательному отряду генерала Скобелева.

Абдуррахман аптабачи сослали в Оренбург. Но потом генерал-губернатор Туркестана Константин Кауфман передумал и повелел этапировать его в юго-западные окраины Российской империи в город Екатеринославль. Сейчас это украинский город Днепропетровск.

Абдуррахману аптабачи была назначена пенсия в размере 3 000 рублей в год с доходов его владений в Ферганской долине. В январе 1881 года он был освобожден от полицейского контроля с присвоением ему звания подполковника, а в феврале Абдуррахман аптабачи обратился к царским властям с просьбой разрешить ему совершить паломничество в Мекку. Абдуррахман аптабачи умер 25 мая 1881 года, не дождавшись ответа на свое прощение. В ссылке вместе с ним находились супруга Зулайка и малолетняя дочка. Сведений где его похоронили нет. Скорей всего можно предположить, что его тело предали земле в Екатеринославле.

Эта всем знакомая литография (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу) «Ак мечети» была сделана в 1877 году членами французской научной экспедиции. Спустя ровно год после подавления восстания, возглавляемого Абдуррахман аптабачи. В 1880 году этнограф этой научной экспедиции Мари де Уйфальи–Бурдон опубликовала книгу “От Парижа до Самарканда” с литографиями, выполненными М.Мюллером со своих путевых рисунков. 

http://incredibleosh.kg/wp-content/uploads/2019/06/%D0%90%D0%BA-%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82.jpg«Ак-мечит» в Оше. Автор фото неизвестен.

“Рельеф местности и определил конструкцию, необычную для Средней Азии: ниже фасада ступенью сбегает к воде двухъярусная терраса с тонкими колоннами– столбами, точно это дворец из волшебной сказки. “Мечеть нового экстерьера имеет великолепное расположение. Она доминирует над городом. Величественный портал мечети выполнен зодчими с большим мастерством. Возведена мечеть из жженого кирпича и похожа на те, которые мы видели в Коканде”, — так описал мечеть Абдуррахмана аптабачи Е. де Уйфальи, руководитель французской экспедиции, побывавший в Оше в 1877 году.

К сожалению, «Ак мечит» как и остальные 154 мечетей (по данным исторического фотопортала foto.kg) Оша были разрушены до основания во время антирелигиозной кампании в 1950-1960 годы.

Подготовил Алмаз Исманов

Архив