Прошел трехдневный тренинг для учителей по преподаванию курса “История религиозной культуры”

В Решении Совета обороны КР от 03.02.14 перед уполномоченным государственным органом в сфере образования была поставлена четкая цель - разработать Концепцию преподавания истории религиозной культуры в Кыргызской Республике с учетом освещения вопросов истории мировых религий, культур, основ толерантности и осуществить комплекс мер по реализации данной Концепции в рамках программы школьного образования.

Совершенствование системы светского религиоведческого образования заложено также в Плане действий по реализации Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2015-2020 гг.

Во исполнение вышеуказанных мер, Государственная комиссия по делам религий КР совместно с Министерством образования и науки КР с сентября 2016 г. начинают реализацию пилотного проекта по внедрению курса «История религиозной культуры» в 10 общеобразовательных школах республики на базе 9 класса.

В рамках данного проекта, 16-18 августа 2016 г. Государственная комиссия по делам религий КР совместно с Министерством образования и науки КР при поддержке Центра мира и прав человека г.Осло провели в столице трехдневный тренинг для учителей по преподаванию курса “История религиозной культуры”.

Участниками тренинга стали учителя истории и работники районных отделов образования и областных методических центров из 7 областей и городов Бишкек и Ош.

Тренерами выступили эксперты Рабочей группы Министерства образования и науки КР по разработке учебных материалов по курсу “История религиозной культуры” (Рабочая группа), эксперты Государственной комиссии по делам религий КР, независимые отечественные эксперты и привлеченный специалист из Норвегии.

В первый день тренинга с приветственным словом выступили заместитель министра образования и науки КР Ашымбаева Токтобубу Абасовна и первый заместитель директора Государственной комиссии по делам религий КР Чотаев Закир Дженишбекович, которые отметили цели и задачи, а также важность внедрения данного курса с точки зрения реализации государственной политики в религиозной сфере, повышения знаний о религии и воспитания нового поколения.

Данный тренинг стал площадкой для учителей и экспертов для обсуждения целей курса, его содержания, методологии преподавания и подготовленного экспертами учебного материала.

Так, в ходе обсуждений было выявлено, что одной из самых распространенных «неясностей» среди населения, в том числе и среди участников, является характер данного курса. Многие ошибочно считают, что данный курс носит религиозный характер, и государство, таким образом, пытается внедрить религиозный предмет в систему школьного образования. Иманкулов Мурат Калматович, председатель Рабочей группы, пояснил участникам, что данный курс носит религиоведческий характер, что нельзя путать с религиозным. Чотаев Закир Дженишбекович дополнил, что курс вводится на базе 9 класса, т.е. в конце обязательного основного общего образования в Кыргызской Республике. Также 9 класс был выбран по той причине, что чаще всего в этом возрасте у молодежи начинает формироваться личное мировоззрение, происходит переосмысление ценностей. Таким образом, она с легкостью может быть подвержена влиянию радикальных идей религиозного характера. Путем введения курса “История религиозной культуры” в систему школьного образования государство преследует цель повысить религиоведческую грамотность подрастающего поколения через изучения общих понятий, истории религий и различных религиозных традиций, а также этических ценностей мировых религий и культурного наследия народа Кыргызстана, что, в свою очередь, должно оградить молодежь Кыргызстана от радикализации на религиозной почве.

Еще одним предметом дискуссии стал вопрос учителя – кто будет преподавать данный курс. Члены Рабочей группы пояснили, что, ввиду того, что курс будет преподаваться в рамках предмета «История», то и обучать ему будет соответствующий учитель. Это является самым оптимальным решением и с точки зрения обеспечения нейтралитета учителя в процессе обучения, и с точки зрения учета реального финансового положения системы образования в республике.

В ходе отдельных сессий тренинга проводились групповые работы, где участникам было предложено составить план/видение урока “История религиозной культуры” с указанием темы, цели, формы и типа урока, а также оборудования, необходимого для проведения урока, методики преподавания, мотивации учащихся, закрепления и домашнего задания.

Привлеченный эксперт из Норвегии Ида Хокнэс поделилась опытом преподавания предмета “Знание христианства, религий, философии жизни и этики», аналогичного курсу “История религиозной культуры”. Сравнивая содержания курсов, госпожа Хокнэс отметила, что в Норвегии для преподавания данного предмета ставились следующие задачи:

- объяснить отличительные аспекты христианства и христианской веры, иудаизма и еврейской веры, ислама и исламской веры, индуизма и индуистской веры, буддизма и буддистской веры в толковании жизни по сравнению с другими традициями: нахождение сходств и принципиальных различия;

- показать способность вести диалог о религии и наиболее важных вопросах жизни и проявлять уважение ко всем религиям и философиям жизни;

- обсудить актуальные вопросы, которые возникают на стыке религии, культуры и общества;

- проявлять уважение к верованиям и убеждениям людей, их ритуалам, святыням и святым местам;

- обсудить и рассказать об этическом выборе и актуальных темах в местном и глобальном обществе (социальная и экологическая ответственность, технологические вызовы, борьба за мир и демократию).

По завершению тренинга участники поблагодарили организаторов тренинга и отметили его высокую пользу для своей предстоящей работы.

На данный момент дорабатывается учебник по курсу “История религиозной культуры” в соответсвии с замечаниями, дополнениями и комментариями, прозвучавшими на тренинге. К началу учебного года планируется издать учебник в определенном количестве на государственном и официальном языках.

Справка:

Курс “История религиозной культуры” будет преподаваться учащимся 9-го класса. Программа курса рассчитана на 1 полугодие учебного года и состоит из 16 часов, из которых 12 часов отведены на уроки и 4 – резервные часы учителей. Программа включает в себя следующие темы:

1. Религия как феномен культуры

2. Ранние религиозные верования

3. Древние религиозные верования

4. Региональные и национальные религии

5. Мировые религии: буддизм

6. Мировые религии: христианство

7. Мировые религии: ислам

8. Распространение ислама в Кыргызстане

9. Современные государственно-конфессиональные отношения в Кыргызстане

10. Современная религиозная ситуация в Кыргызстане

11. Религия и конфликты в современном обществе

Курс будет преподаваться в рамках предмета «История». 

Архив